Леонид Енгибаров — клоун с грустными глазами.

Очень часто ловлю себя на мысли – почему кому то для выражения своих чувств и эмоций нужны красивые, четко сформулированные фразы, а другим достаточно простого жеста, взгляда, мимики. С чем это связано, и как правильнее? Именно сегодня, 15 марта в день его рождения,все кто знал и помнит Леонида Енгибарова вспоминают этого солнечного человека, «думающего клоуна». Многие из нас знакомы с его творчеством, даже те, кто родился после его ухода. И действительно как можно было не знать такого человека, которого сам, Великий Марсель Марсо называл «гением пантомимы», а Юрий Владимирович Никулин считал его «клоуном с божьей искрой в сердце».

У Леонида Енгибарова было много имен и в каждом из них он был узнаваем. Действительно, никогда его не называли коротким словом – клоун. После этого слова обязательно шел соответствующий эпитет: поэт, философ, романтик, грустный клоун, думающий клоун… В нем действительно, абсолютно не проглядывался клоун в его привычном воплощении и с привычными атрибутами. Не было ни традиционного рыжего клоунского парика, ни красного носа, ни широченных ярких штанов, все было с точностью – наоборот. Он выходил на манеж без грима, с грустными глазами на бледном лице,обрамленном черными волосами, черные штаны, черный пиджак, черный зонт. Весь облик, вся фигура, являлась каким то строгим, графически завершенным диссонансом ярко-красному манежу.

Во всем его облике не было места словам. Они ему были не нужны. Каждый его жест, каждый шаг, каждый взгляд, каждое движение были наполнены глубочайшим философским смыслом. Во время всего выступления он не произносил ни слова, но его молчание было красноречивее всяких слов. Енгибаров был профессионалом высочайшего класса. Все, что бы он не делал — он делал с высочайшей степенью мастерства. Он великолепно жонглировал, был изумительным акробатом, эквилибристом, пародистом. При этом в каждой его репризе был глубочайший смысл.

Леонида Енгибарова снимали такие режиссеры, как С. Параджанов, В. Шукшин, Р. Быков, Т. Абуладзе. В 1971 году он создает собственный Театр Пантомимы. Его боготворила ереванская публика. Вспоминается случай, как он оказался на представлении в ереванском цирке. И публика, узнав о присутствии Енгибарова, приветствовала его стоя, шквалом аплодисментов. Тогда, смущенный таким вниманием, Енгибаров тут же придумал пантомиму. Он «раскрыл» руками грудную клетку, вытащил оттуда свое сердце, разрезал его на тысячу маленьких кусочков и подарил их зрителям.

Его любили или нет, понимали или не очень, но никто не оставался ранодушным к его творчеству. Многим Леонид Енгибаров известен как гениальный клоун и мим, но немногим известна еще одна грань его таланта. Его писательский дар. Он писал изумительные новеллы, грустные и веселые сказки, заставляющие, так же как и все, что он делал – размышлять.

Л.Енгибаров, как писатель – прозаик оставил после себя автобиографический сборник миниатюр «Клоун с осенью в сердце».
Леонид Енгибаров действительно, благодаря данному ему свыше таланту, мог показать всю глубину человеческого сердца и делать людей счастливыми, даже со слезами на глазах и грустью в сердце.

По материалам статьи Натали Шилд

comments powered by HyperComments
Раздел: Статьи